8-800-500-89-91

16 мая

Статья прочитана 2172 раза

Раскрываем карты Яндекс Метрики

Карты и Вебвизор в Метрике – зачем нужны и как настроить

Метрика собирает подробную статистику по сайту и позволяет изучать не только поведенческие факторы, но и алгоритмы поведения/действий пользователей на страницах сайта. Чтобы иметь возможность отслеживать их действия и находить ошибки юзабилити, в настройках счетчика на вкладке «Код счетчика» важно включить пункт «Вебвизор, карта скроллинга, аналитика форм»:

Как включить вебвизор

После включения этого пункта в настройках нужно скопировать измененный код счетчика и обновить на всех страницах сайта. В противном случае данные по поведению собираться не будут.

Настройки кода счетчика Яндекс Метрики


Технология Вебвизор позволяет просматривать записи отдельных визитов: увидеть, что посетители делают на каждой странице сайта, как осуществляют навигацию, насколько быстро скроллят и передвигают курсор мыши, куда кликают, что выделяют в тексте. Сейчас Метрика записывает 120 000 визитов в сутки. Это позволяет даже сайтам с большими объемами трафика записывать все визиты. Но данные в Вебвизоре доступны только за последние 15 дней, более ранние не хранятся. На данных Вебвизора работают Аналитика форм и Карта скроллинга. Соответственно данные в этих отчетах доступны за последние 15 дней.

Записи Вебвизора нужно сегментировать, всё смотреть бессмысленно. При просмотре нескольких десятков записей из одного и того же сегмента, с различной активностью, можно выявить отдельные проблемы дизайна и навигации, интересные и неинтересные материалы на сайте. Но закономерности поведения и взаимодействия с помощью Вебвизора выявить довольно сложно, так как приходится анализировать отдельные записи. Вебвизор хорошо выявляет отдельные проблемы юзабилити, возникающие при взаимодействии со страницами сайта.

Вместе с записями обычно оценивают Карты, так как они содержат агрегированную информацию по всем визитам из Вебвизора. Карты больше подходят для выявления закономерностей в действиях посетителей сайта и крупных ошибок юзабилити.

Эти инструменты стали еще полезнее для выявления закономерностей поведения посетителей, так как во всех Картах появилась сегментация и возможность строить Карты по группе страниц (например, для группы страниц – карточек товара). Сегментация в Картах типовая, как и в других отчетах, поэтому у нее тот же принцип использования.

Карты накладываются поверх страниц сайта. В Метрике есть следующие Карты:

Карты в Яндекс Метрике

Далее рассмотрим подробно назначение и интерпретацию каждой Карты.

Карта ссылок

Карта ссылок в Метрике позволяет подсчитать количество и доли переходов по ссылкам на сайте. Все ссылки на Карте подсвечиваются разными цветами в зависимости от числа кликов по ним. Ссылки, по которым было минимум кликов, подсвечиваются холодными цветами – зеленым и фиолетовым. Ссылки с максимальным числом кликов подсвечиваются теплыми цветами – желтым, красным и оранжевым.

Практический смысл Карты: хорошо подходит для оценки ссылок, включая ссылки в элементах навигации по сайту. Покажет популярность ссылок и поможет понять, заметны ли они, удобно ли расположены и нужны ли вообще.

На основе анализа Карты ссылок можно корректировать состав и порядок пунктов главного меню и меню каталога. Например, узнав какие разделы в меню каталога пользуются спросом, можно поднять их выше, чтобы их проще было найти, и они обязательно были видны в первом экране (до прокрутки):

Карта ссылок для меню Каталога

Данные в Карте ссылок можно сегментировать. Например, можно оценить популярность ссылок не для всех посетителей, а только для тех, кто пришел с рекламы Директа. Для этого открываем настройки Карты вверху (по умолчанию они свернуты) и применяем «Сегментировать → Источники → Первый источник → Рекламная система → Яндекс: Директ».

Открытие настроек для Карты ссылок

Настройка сегментации по трафику из Директа для Карты ссылок

Получаем Карту ссылок для посетителей, пришедших из Яндекс.Директа:

Карта ссылок для посетителей из Директа

На основе Карты ссылок можно понять, какие ссылки совсем не используются посетителями, не интересны. Например, ссылки на определенные товары могут вовсе не вызывать интереса у посетителей:

Карта ссылок для блока с товарами

Карта ссылок позволит обнаружить нужные, а также бесполезные ссылки на сайте, улучшить навигацию.

Карта кликов

На Карте кликов в Метрике показываются данные по всем кликам, совершенным пользователями на странице сайта.

Практический смысл Карты: покажет, в каких областях страниц есть клики. Позволяет определить, где пользователь интуитивно хочет видеть ссылку, а где, наоборот, не замечает ссылок. Также по Карте кликов видно, какие элементы заинтересовывают.

На основе анализа Карты кликов можно управлять фокусом внимания посетителей: корректировать оформление кликабельных элементов, делать важные элементы более заметными, а неважные – менее заметными.

В Карте кликов есть несколько режимов отображения:

Режимы отображения Карты кликов в Яндекс Метрике

Всё это – визуальные способы отображения одного и того же – кликов.

Данные в Карте кликов можно сегментировать. Например, можно оценить, куда кликают те, кто пришел из поисковых систем: какие товары им наиболее интересны, какие функции они используют (поиск, сортировка, фильтры и прочее). Для этого открываем настройки Карты кликов вверху и применяем «Сегментировать → Источники → Первый источник → Тип источника → Переходы из поисковых систем».

Открытие настройки для Карты кликов

Настройка сегментации по поисковому трафику для Карты кликов

Получаем Карту кликов для посетителей, пришедших из поисковых систем:

Карта кликов для посетителей из поиска

Видно, что посетители из поиска активно используют сортировку и увеличивают число элементов на странице, почти не переключают способ отображения товаров. Наиболее популярные значения фильтров в каталоге: виниловые и фотообои.

Карта кликов позволит обнаружить популярные и непопулярные функции в интерфейсе, понять, какие значения фильтров пользуются спросом у посетителей.

Карта скроллинга

Карта скроллинга в Метрике показывает, сколько времени посетители просматривают различные области на странице сайта.

Практический смысл Карты: покажет среднее время и количество просмотров определенного участка (при наведении на него курсора). С её помощью можно анализировать, как распределяется внимание пользователей на странице, особенно если она длинная. Карта скроллинга поможет подобрать оптимальную длину и разместить важную информацию в правильном месте для каждой страницы.

На основе анализа Карты скроллинга можно корректировать компоновку страниц: изменить расположение элементов, их порядок.

В Карте скроллинга есть два режима отображения:

Режимы отображения Карты скроллинга в Яндекс Метрике

Данные в Карте скроллинга можно сегментировать. Например, можно оценить, какие части страницы просматривают те, кто достиг цели. Для этого открываем настройки Карты скроллинга вверху и применяем «Сегментировать → Поведение → Достижение цели → «Кнопка купить».

Настройка сегментации по достижению цели для Карты скроллинга

Получаем Карту скроллинга для посетителей, достигших цели:

Карта скроллинга для целевых посетителей

Видно, что те, кто совершил конверсии, просматривал только первые два экрана Главной.

Аналитика форм

Аналитика форм показывает воронку заполнения формы: сколько человек вступило во взаимодействие с формой и сколько заполнило её до конца.

Практический смысл Аналитики форм: покажет количество взаимодействий с формами и количество успешно отправленных данных; поля, на которых перестали заполнять форму. На основе анализа Аналитики форм можно улучшить любую форму на сайте, повысить её конверсию.

В Аналитике форм доступно два способа отображения данных: Конверсия формы и Поля формы. Если на странице находится несколько форм, можно переключаться между ними через список форм.

Благодаря Аналитике форм можно понять, какие формы не работают и нуждаются в упрощении. Например, форма регистрации в интернет-магазине.

Аналитика форм для формы регистрации

Регистрация в интернет магазине это крайне спорное решение, особенно если в форме 10 полей. В данном случае ни один посетитель не пробился через нее. Количество полей сильно влияет на конверсию формы. Лучше не спрашивать ничего лишнего у пользователя, особенно во время регистрации на сайте. Можно спросить эту информацию позже, уже в личном кабинете.

Аналитика форм поможет понять, пользуются ли поиском на сайте. Поиск – это тоже форма, просто с одним полем. Чтобы увидеть, как часто используют поиск в интернет-магазине, нужно перейти в Аналитику форм и выбрать форму поиска среди прочих.

Аналитика форм для формы поиска

На лендингах часто делают формы целевых действий, и Аналитика форм покажет конверсию по ним. Но настройки целей это не заменит, потому что данные в Аналитике форм хранятся 15 дней.

Аналитика форм для формы на лендинге

Аналитика форм полезна для оценки форм процесса заказа в интернет-магазине. Чтобы посмотреть Аналитику форм по Корзине, нужно что-нибудь туда положить. Тогда станет видно, сколько посетителей посещало страницу Корзины и сколькие из них перешли к оформлению заказа.

Аналитика форм для Корзины

Аналитика форм работает только для тех форм, данные с которых отправляются с помощью события «submit». Формы, где отправка данных происходит с помощью других событий, не доступны для анализа в Аналитике форм. Поэтому если там нет данных, то причина может быть не в том, что нет конверсий, а в том, что Метрика не распознает формы на сайте.

Карты в руки

Для анализа поведения пользователей на сайте Карты и Аналитика форм – незаменимые инструменты. Они очень хорошо работают в паре с Вебвизором. Анализ Карты ссылок позволяет разработать эффективную и удобную навигацию, улучшить перелинковку. Карта кликов показывает, где посетители хотят видеть ссылку, а где и вовсе не замечают ссылки. С помощь Карты скроллинга можно улучшить компоновку страниц, подобрать их длину. Аналитика форм применяется для повышения конверсии форм на сайте.

В Картах и в Аналитике форм появилась возможность сегментации данных. Сегментированные карты обычно сильно отличаются от несегментированных, четче отражают поведение именно для конкретного сегмента аудитории. Поэтому всегда лучше применять сегмент, который интересует. Очень полезно сегментировать по источникам трафика и по достижениям цели.

В аудитах юзабилити мы всегда анализируем не только поведенческие факторы, но и Карты кликов, ссылок и скроллинга, а также смотрим Аналитику форм. Карты помогают выявлять проблемы в поведении посетителей и строить гипотезы по улучшению сайта.

яндекс метрика, юзабилити-аудит, поведенческие факторы, ошибки юзабилити, конверсия, интернет-магазины

Автор Вера Сусол
Специалист по юзабилити сервиса 1PS

Понравилась статья?



Правила комментирования блога

Подпишитесь на рассылку и получайте свежие хаки об интернет-маркетинге и SEO

ДА!

1 письмо
в неделю

3 статьи
в письме

Бонус «для своих»
в каждом письме