Прежде чем погрузиться в дебри дизайна, давайте сразу разберемся с буквами UX и UX, потому что дальше мы будем их использовать.
UX (User Experience) — это пользовательский опыт. Это то, что почувствует пользователь, когда будет пользоваться вашим продуктом. Радость, злость, желание швырнуть телефон об стену или, наоборот, всем друзьям рассказать, какой крутой у вас продукт. Это эмоции, впечатления, весь путь от «хочу что-то купить» до «ура, купил и доволен».
UI (User Interface) — это пользовательский интерфейс. Кнопки, менюшки, поля для ввода, все то, на что вы кликаете мышкой или пальцем. Проще говоря, это картинки, через которые человек общается с вашим сайтом или приложением.
То есть, UX — это логика, UI — это красота.
Понятно? Тогда поехали дальше.
Больше статей на схожую тематику:
Про что вообще речь, или история одного недопонимания
Зачастую заказчики не понимают, зачем нанимать двух разных дизайнеров и чем они отличаются. У меня как-то был показательный случай. Клиент обратился с задачей —он владелец сервиса такси, и ему не нравился внешний вид приложения, попросил перерисовать. Думаю, ну ладно, стандартная история — взять и освежить интерфейс.
Качаю его приложение и пытаюсь пройти путь его клиента. Регаюсь, начинаю пользоваться. И какая жуть! Приложение ужасно неудобное — лишние действия, непонятные переходы, вообще ничего непонятно. Но задача была обновить именно внешний вид, поэтому собрал скриншоты, нарисовал дизайн-систему, собрал из этого новое приложение. Стало приятнее.
Отдал ему результат и сказал: «Мы разобрались с UI, внешний вид теперь современный. Но у вас нарушена логика сервиса, пользоваться жутко неудобно. Советую вам разобраться с UX и переработать логику приложения».
Клиент в шоке: «А что за UX? Кто такой UX-дизайнер и где его искать?»
Пришлось объяснять на простых примерах. Говорю: «Представьте, вы строите дом. UX-дизайнер — это архитектор. Он продумывает конструкцию: где какие комнаты будут, как сделать удобно. А UI-дизайнер — это дизайнер интерьеров. Он выбирает обои, цвет штор и решает, куда поставить предметы декора. Есть тот, кто думает о красоте, а есть тот, кто думает о логике и юзабилити— о том, как сделать удобно и понятно».
«А что, — говорит, — не бывает дизайнеров, которые и UX, и UI умеют?»
«Бывают, — говорю. — Я, например, UX/UI-дизайнер, мне обе стороны дизайна интересны. Раньше таких веб-дизайнерами называли». В общем отправил его думать, что пора бы улучшить и UX-составляющую приложения.
Customer Journey и прочие высокие материи
Дон Норман (святой человек для юиксеров) ввел термин User Experience — пользовательский опыт — еще в 90-х, когда интерфейсы выглядели как Excel на минималках. С тех пор индустрия разрослась до неприличия. Появились UX-аналитики, продуктовые дизайнеры, специалисты по дизайн-системам и фиг знает кто еще.
Но суть простая: любой цифровой продукт (приложение, сайт, сервис, интернет-магазин) начинают прорабатывать с UX. Как при постройке дома — сначала рассчитываешь нагрузки и проектируешь балки, а стены красишь только в конце.
Чем занимается UX-дизайнер:
-
Исследует целевую аудиторию (интервью, опросники, аналитика)
-
Строит Customer Journey Map (путь клиента от «хочу пиццу» до «съел пиццу»)
-
Продумывает сценарии использования — как пользователь будет решать свою проблему с помощью продукта
-
Проектирует информационную архитектуру — какие данные нужны и как их организовать
-
Рисует wireframe и прототипы (черновые, но уже работающие макеты будущего сайта)
-
Проводит юзабилити-тестирование (смотрит, как реальные люди пользуются продуктом и какие у их проблемы, что непонятно)
-
«Проектирует ощущения» пользователя — что он почувствует, когда будет пользоваться продуктом
UI-дизайнер в это время:
-
Создает визуальный стиль и дизайн-систему
-
Работает с типографикой (шрифтами), цветовой схемой, иконками
-
Решает, будут кнопки круглыми или прямоугольными
-
Делает красивые макеты в Figma или Sketch
-
Готовит анимации интерфейса
-
Рисует сам интерфейс — кнопки, панели, менюшки, через которые пользователь взаимодействует с продуктом
Но это все теория. На практике часто бывает так: приходит заказчик и говорит «хочу красиво». И начинается…
Инструменты и прочие радости UX/UI-дизайнеров
Помню, когда только начинал, у нас в арсенале был только Photoshop и светлая головушка. Сейчас инструментов столько, что можно утонуть.
Для UX используют:
Miro и FigJam для брейнштормов (рисуют стрелочки и квадратики, продумывают логику)
Яндекс Метрика для тепловых карт
Figma для тестирования прототипов
Соцсети для поиска респондентов
Голова и ИИ для анализа исследований
Для UI стандарт индустрии:
Figma
Principle для анимаций
Framer для интерактивных прототипов
Дизайн-токены для систематизации
Photoshop и ИИ для сложной графики
Lottie для веб-анимаций
Примеры роста кликов, конверсий, заказов и прибыли:
UX и UI-дизайн: как это работает на практике
Ладно, хватит теории. Давайте посмотрим, как рождается приложение или сайт — от идеи до готового продукта. Спойлер: это не «нарисовал и готово».
-
Играем в детектива: проводим UX-исследование
Сначала UX-дизайнер превращается в Шерлока Холмса. Анализирует конкурентов (что у них работает, а что нет), изучает отчеты аналитики по уже работающему продукту, если такой есть. Проводит интервью с реальными пользователями.
Задает им каверзные вопросики: «А почему вы не покупаете онлайн?» Ответ: «Да там такая форма заказа — как квест какой-то!». Вот вам и находка (инсайт) для работы.
Главная задача — понять, что людям действительно нужно. Не «красивая кнопка», а решение их проблемы.
-
Разбираемся с данными и строим информационную архитектуру
Теперь строим структуру сайта. Представьте библиотеку — надо решить, на какой полке будет стоять каждая книга, чтобы люди не блуждали часами.
То же самое с сайтом. Где разместить каталог? Куда спрятать корзину? Как сделать, чтобы до оформления заказа дошел каждый второй, а не каждый десятый?
Информационная архитектура — это план здания до того, как красить стены.
-
Собираем черновик продукта (Wireframe и прототипирование)
Wireframe — это серые квадратики и прямоугольники. Выглядит как чертеж от архитектора — никакой красоты, зато видно, где что будет располагаться.
Заказчики обычно в панике: «Где цвета? Где картинки?». А мы объясняем: сначала проверяем логику, убеждаемся, что всё хорошо и ничего не забыли, а только потом перейдем к дизайну.
Прототип — это уже кликабельная рабочая версия. Можно покликать, понять, удобно ли переходить между страницами, не запутается ли пользователь. Можно (и нужно) провести «коридорный тест» — дать маме, коллеге, коту и посмотреть дойдет ли он до формы заявки или запутается.
-
Продумываем маршруты пользователя: User Flow и сценарии
User Flow — это карта путешествия пользователя по сайту. От «зашел» до «купил и ушел довольный». Или до «психанул и закрыл вкладку» — тоже вариант, который юиксеры так же предусматривают.
Прописываем все сценарии: что если человек ошибся? Что если передумал? Что если интернет тормозит? Каждая развилка должна вести к цели, а не в тупик.
-
Создаем визуальный UI-дизайн
Вот тут UI-дизайнер берет прототип с серыми квадратиками и превращает их в конфетку. Его макеты — это уже красивые картинки, которые показывают заказчику.
Выбираем цветовую палитру, подбираем шрифты, передаем атмосферу продукта. К примеру. интернет-магазин подросткового мерча будет выглядеть совсем не так, как сайт юридической фирмы.
-
Создаем дизайн-систему
Дизайн-система — это как конструктор. Мы создаем набор готовых деталей: кнопки в разных размерах и состояниях, поля ввода, карточки товаров. Программисту не надо каждый раз изобретать велосипед — он берет готовый элемент и вставляет.
Плюс все выглядит одинаково на всех страницах. Пользователь привыкает: вот такие кнопки означают «купить», а вот такие — «подробнее»
-
Передаем макет в верстку
Готовые макеты идут к верстальщикам-фронтендерам и программистам. Эти люди берут картинку, которую нарисовал дизайнер и превращают всё это безобразие в рабочий продукт, где кнопки нажимаются, меню разворачивается, заявки отправляются и заказчик богатеет (последнее это не точно, без трафика и рекламы никуда).
-
Тестируем продукт: A/B тестирование
Запускаем сайт и… смотрим, что происходит в реальности. Теория теорией, а люди могут повести себя совсем не так, как мы ожидали. И наши предположения могут не подтвердиться.
A/B тестирование происходит так: половине пользователей мы показываем красную кнопку, половине — зеленую. Смотрим, на какую больше кликают. Конверсия упала? Возвращаемся к пункту 1 и разбираемся, где накосячили.
Хороший пользовательский опыт — это не про «красиво» или «удобно». Это про деньги.
По исследованию NNGroup (те самые ребята Нормана), каждый доллар, вложенный в UX, приносит от 2 до 100 долларов прибыли.
UI тоже влияет на бизнес-результаты. Устаревший визуальный дизайн = недоверие. Особенно, если вы финтех или медицина. Люди думают: «Если у них такой сайт, то наверное это шарашкина контора!».
Согласно исследованию Microsoft, первое впечатление от сайта формируется за 50 миллисекунд. За это время пользователь решает, доверяет ли он продукту. И тут UI играет ключевую роль.
Учиться на UX- или на UI-дизайнера: что выбрать?
Часто спрашивают: как выбрать специализацию, посоветуйте?
UX подойдет тем, кто:
-
Любит копаться в психологии людей
-
Готов анализировать и копаться в исследованиях
-
Не боится говорить с людьми (интервью с пользователями и стейкхолдерами — это вам не в Figma квадратики двигать)
-
Может системно мыслить — видеть продукт целиком, а не отдельные экраны
-
Интересуется бизнес-процессами и метриками
UI подойдет тем, кто:
-
Имеет визуальный вкус (насмотренность с Dribbble и Behance)
-
Внимателен к деталям (даже 1 пиксель имеет значение!)
-
Понимает композицию и визуальную иерархию
-
Следит за трендами в дизайне (тут осторожнее)
-
Шарит в брендинге
Карьерный путь стандартный: Junior → Middle → Senior → Lead → Head of Design. Зарплаты? По цифрам точно не скажу, но UX и продуктовые дизайнеры получают больше, чем рисовальщики UI (потому что это сложнее). Но можно же совмещать — UX/UI-дизайнеры тоже нужны.
С чего начать новичку
Если все еще не передумали, вот roadmap для развития:
-
Теория:
- «Дизайн привычных вещей» Дона Нормана (библия UX)
- «Не заставляйте меня думать» Стива Круга (про юзабилити)
- «Интерфейс» Алана Купера (про проектирование взаимодействий)
- «Пользовательский интерфейс» — от нашего Ильи Бирмана
- Блоги в Телеграме
-
Инструменты:
- Figma (бесплатная, в облаке, стандарт индустрии)
- Начните с копирования существующих интерфейсов
- Miro и FigJam для схем и user journey map
- Principle или ProtoPie для анимаций
-
Практика:
- Сделайте редизайн любимого приложения
- Проанализируйте проблемы, исправьте, улучшите
- Выложите кейс на Behance или Dprofile с подробным описанием
- Получите фидбек от сообщества
-
Первые проекты:
- Друзья/знакомые с их стартапами
- Фриланс за копейки (опыт важнее денег на старте)
- Свои проекты чисто для портфолио
- Участие в дизайн-хакатонах и конкурсах
-
Погружение в бизнес:
- Изучите основы маркетинга и продуктовой аналитики
- Понимайте, как работают метрики (CAC, LTV, конверсии)
- Читайте кейсы успешных продуктов
Типичные ошибки и мифы про UX- и UI-дизайн
Миф №1. UI = UX
Нет, это как сказать «повар = официант». Оба в ресторане работают, но функции разные. UI без UX — это красивая, но бесполезная картинка. UX без UI — это логичная, но страшненькая штуковина.
Миф №2. Дизайнер должен уметь кодить
Желательно понимать основы HTML/CSS, ограничения платформ, чтобы с разрабочиками быть на одной волне и понимать их «птичий язык».
Миф №3. Главное — чтобы красиво
Вау-эффект на каждом экране. не гарантирует того, что пользователи найдут кнопку «Купить». Красота без логики не имеет смысла — мы же продукт делаем, а не искусство.
Миф №4. Пользователи не читают
Читают, если информация полезная и хорошо структурированная. Проблема не в том, что люди не читают, а в том, что им дают читать портянки неструктурированного текста. UI-дизайнер разберется с этим вопросиком.
Миф №5. Дизайнер работает с креативом
Дизайнер интерфейсов — это больше инженер, чем художник. Креатив важен, но он должен быть обоснованным, а не «потому что мне так нравится».
Тренды и будущее UX- и UI-дизайна
Что творится в дизайне на 2025+ годы:
Искусственный интеллект стал со-творцом, а не просто инструментом. Теперь системы предсказывают, что хочет пользователь, еще до того, как он сам это понял. Гиперперсонализация дошла до того, что AI анализирует твое настроение и перестраивает интерфейс под эмоции. Жутковато? :)
Пространственный дизайн взорвался после Apple Vision Pro. Некоторые хотят себе 3D-элементы и интерфейсы, которые живут в трехмерном пространстве. Кнопки парят в воздухе, меню выплывают из стен, как в фантастике, только это уже реальность. Вопросики к эффективности, конечно...
Zero UI набирает обороты — никаких кнопок, только голос, жесты и взгляды. 71% людей уже предпочитают голосовой поиск обычному. Скоро будем разговаривать со своими сайтами, как с друзьями. Голосовой интерфейс — это тоже интерфейс и UX там так же прорабатывается.
Морфизм возвращается — плоский дизайн надоел, хочется потрогать интерфейс руками. 71% людей уже предпочитают голосовой поиск обычному. Скоро будем разговаривать со своими сайтами, как с друзьями. Голосовой интерфейс — это тоже интерфейс и UX там так же прорабатывается.
Экологический дизайн. Теперь дизайнеры думают не только о красоте, но и о том, сколько батарейки съест их творение. Темные темы не просто модные — они еще и энергию экономят благодаря тому, что часть пикселей отключаются и не светят.
Биометрия везде — 53% клиентов готовы сменить банк, если там нет Face ID. Вместо паролей — сканеры лиц и отпечатков.
А в 2026-2027 нас могут ждать «живые» сайты, которые меняются прямо на глазах, VR-примерочные и голосовое управление всего подряд.
AI не заменит дизайнеров, но дизайнеры с AI заменят тех, кто без него. Технологии летят вперед, но суть не меняется: сначала думаем о человеке, потом рисуем красиво с ИИ или без — неважно.
Нравится статья? Тогда смотрите наши курсы!
FAQ для тех, кто дочитал
❓ Можно ли быть и UI и UX одновременно?
Можно, таких зовут Product Designer. Но тут засада: UX-специалист — это математик и системщик, а UI-дизайнер — больше творческая натура.
UX требует инженерного мышления, логики, раскладывания всего по полочкам. UI — это про ощущения и визуальные метафоры. Если у человека мозги заточены только под творчество, то системную UX-работу он завалит. И наоборот.
❓ Нужно ли художественное образование?
Для UI — желательно, но не критично, важнее насмотренность и понимание композиции. Для UX — вообще не обязательно. Знаю UX-дизайнеров с образованием психолога, маркетолога и даже бывших разработчиков.
❓ Что важнее для продукта — UI или UX?
Это как спрашивать, что важнее — сердце или легкие. Без UX продукт будет неюзабельным, без UI — уродливым. И то и другое = провал. Но если выбирать порядок, то сначала UX, потом UI.
❓ Как понять, что дизайнер хороший?
Хороший дизайнер задает много вопросов про бизнес и пользователей, а не сразу открывает Figma. Показывает кейсы с объяснением решений, а не просто красивые картинки. Говорит на языке метрик, а не «модных тенденций».
❓ Сколько стоят услуги дизайнера?
По-разному, но UX, как правило, стоит дороже, чем UI. Цена так же сильно зависит от сложности и опыта исполнителя.
Если вы еще глубже хотите разобраться с этим вопросом — изучайте кейсы реальных продуктов, читайте профильную
литературу, блоги в телеге, практикуйтесь и да прибудет с вами сила опыт.
А если нужна помощь с дизайном вашего сайта, приложения или сервиса – вы всегда можете обратиться к нам! В нашем штате есть и UX-специалисты и UI-дизайнеры.
Веб-дизайнер сервиса 1PS.RU
© 1PS.RU, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна