Продолжаем разбираться с настройкой веб-аналитики. О том, какой контент поможет повысить конверсию на сайте, рассказывали в данной статье. Сегодня же поговорим о том, как правильно анализировать эффективность текстов.
В июле 2019 года в Яндекс.Метрике появился целый раздел «Контент», который содержит много полезных отчетов для анализа текстов. Если у вас до сих пор не подключен данный сервис, то рекомендуем начать с нашей инструкции.
Анализ контента сайта, настройка веб-аналитики
Чтобы в вашем аккаунте Яндекс.Метрики появился раздел «Контент», и вы могли строить отчеты по нему, необходимо:
-
Разметить тексты, которые вы хотите анализировать, с помощью микроразметки Schema.org (Microdata или JSON-LD) или Open Graph. Подробнее о том, что это такое. И еще одна статья, которая поможет определиться с выбором.
-
Зайти в Яндекс.Метрику в раздел «Настройка» → выбрать вкладку «Счетчик» → найти внизу страницы блок «Контентная аналитика» → нажать на кнопку «Вкл» и выбрать используемый тип разметки:
Если используете оба варианта разметки, то выбирайте предпочтительный. К примеру, мы используем «Schema.org, microdata», так как она более распространенная.
-
Обновите код счетчика на всех страницах сайта. Отчеты появятся через несколько часов.
Если вы используете только Турбо-страницы, то для них выбирать тип разметки не обязательно.
Для получения совмещенной статистики по материалам на сайте и Турбо-страницам придется немного заморочиться:
- установить на всех страницах один и тот же код счетчика,
- для каждого материала задать одинаковый идентификатор и заголовок,
- если используете рубрики и хотите оценить их эффективность, то нужно указывать их в виде хлебных крошек в структуре RSS-канала. Подробнее в документации Турбо-страниц.
Виды отчетов и анализ контента сайта
Надеюсь, что настройка прошла успешно, и у вас теперь отображаются отчеты по контенту. Если нет, то обращайтесь к нашим менеджерам — посмотрим, что пошло не так, проконсультируем по всем вопросам или настроим сами.
Вернемся к отчетам. Вот так они отображаются в меню:
Чтобы не путаться среди одинаковых названий в подразделах сводных и стандартных отчетов (название отчетов «Авторы», «Рубрики» и «Тематики» есть и в сводных отчетах, и в стандартных, а задачи они решают разные), рассмотрим их по порядку. Сначала разберем все сводные отчеты, потом стандартные.
Данные будем брать из демо-аккаунта Яндекс.Метрики, который можно открыть и изучать параллельно со статьей. Начнем со сводки.
Сводные отчеты по аналитике контента
Сводка — отчет, отображающий сводные данные по контенту за выбранный день в реальном времени.
Краткая статистика позволяет понять, откуда в данный момент приходят пользователи, на какие материалы, а также насколько пользователи вовлечены в чтение материалов. Выглядит отчет так:
В этом отчете есть следующие важные показатели:
- Количество посетителей — все пользователи, которые зашли на ваш сайт в заданный период. С помощью него определяется, какова посещаемость контента на сайте.
- Просмотры материалов — количество загрузок материалов в браузере, когда пользователи переходят на страницу. Позволяет определить, насколько популярен материал, так как один и тот же пользователь может несколько раз загружать информацию на странице.
- Время на материал — среднее время взаимодействия пользователей с материалами на сайте, т.е. сколько в целом пользователи тратят время на чтение материалов.
- Рециркуляция — это процент посетителей, которые после прочтения одного материала перешли читать другие. Показатель отображает вовлеченность аудитории, показывает, на сколько интересны материалы сайта. Чем выше процент, тем лучше — значит, пользователь дольше остается на сайте.
В целом, чем данные показатели выше, тем лучше.
На то она и сводка, что кратко показывает самые важные показатели качества контента. Все показатели интуитивно понятны, разве что термин «рециркуляция» может вызвать вопросы.
После общей сводки имеет смысл посмотреть раздел «Материалы».
Материалы — раздел, позволяющий подробнее изучить статистику по всем материалам за необходимый нам период.
Обращайте внимание на долю просмотров с дочтением и с доскроллом, т.е. посмотрите, какой процент пользователей дочитал страницу до конца, а сколько просто пролистало страницу вниз. Этот показатель отражает, насколько пользователям интересен контент.
Можно просматривать статистику отдельно по коротким (до 4 000 символов) и длинным материалам:
Данное разделение материалов пригодится всем, кто еще в поиске подходящего формата для вашей аудитории. Также можно разделить, например, короткие тексты новостей от более длинных статей.
Полностью отчет «Материалы» выглядит так:
Если в таблице с материалами кликнуть по названию материала, то вы получите отдельный отчет по конкретному материалу:
В отчете отражены:
- количество просмотров материала,
- количество посетителей,
- время на изучение материала,
- процент рециркуляции,
- пол и возраст читающих,
- форматы устройств,
- источники переходов,
- а также информация, на какие другие материалы переходят с этой страницы.
Из интересного: воронка дочтений и доскроллов — информация о том, на какой части текста пользователи перестали читать или пролистывать материал. На основе этих данных можно понять, где читатель теряет интерес к материалу, доработать структуру материала, определить подходящий размер текстов.
Следующий отчет, который поможет определить вовлеченность и посещаемость отдельных рубрик, так и называется — Рубрики:
Рубрики — отчет, позволяющий получить полную информацию по разделам блога. Отображает только два уровня вложенности (например, блог и сами разделы блога), для остальных уровней лучше использовать отчет по тематикам (о нем ниже). Например, так выглядит первый уровень для нашего сайта:
Информации тут немного, поэтому кликаем по вкладке «2-й уровень» и видим все рубрики:
Имеет смысл кликнуть по названию рубрики и посмотреть детальную информацию по каждой из них:
Отчет покажет источники переходов в материалы данной рубрики, популярных авторов, пол и возраст посетителей, доскроллы и рециркуляцию.
Подробнее об авторах можно посмотреть в одноименном отчете сводных:
Авторы — полная информация по авторам блога. Отчет позволяет понять, чьи статьи нравятся пользователям больше, какие темы даются автору лучше.
Кликаем по имени автора и переходим в подробный отчет:
Последний отчет сводных отчетов — «Тематики».
Тематики — общая статистика по тематикам блога. Для отображения информации в данном разделе нужно разметить теги и метки для каждой статьи. Аналогичен отчетам по рубрикам.
Блоги все реже используют теги и метки, поэтому у большинства отчет будет пустым:
Если правильно разметить статьи тегами (в помощь микроразметка, куда в 21 веке без нее), то увидите примерно такую картину:
Если перейти в каждую конкретную тематику, то можно детальнее узнать интересы аудитории.
Например, в нашем блоге тематикой SMM интересуются 77 % женщин в возрасте 18-25 лет, а тематикой SEO интересуются 64 % мужчин и превалирует возраст уже 24-35 лет. Поэтому статьи по SMM мы пишем в основном для девушек, а при написании статей по тематике SEO ориентируемся уже на брутальную аудиторию.
Кроме сводных отчетов, Метрика показывает Стандартные отчеты.
Разберемся теперь с ними.
Стандартные отчеты по анализу контента
Хороший контент просто обязан генерировать трафик на сайт. Чтобы понять, с каких каналов приходят пользователи, используйте стандартный отчет по источникам переходов:
Источники переходов на материалы — отчет, позволяющий подробнее рассмотреть источники трафика, выделить наиболее эффективные.
Обязательно раскрываем списки в таблице, чтобы увидеть, на какие конкретно материалы приходят пользователи и показатели для них:
Отчет покажет самые трафикогенерирующие материалы.
Следующий стандартный отчет — «Авторы»:
Авторы — в отличии от сводного отчета по авторам стандартный отчет позволяет увидеть изменения показателей на графике для группы авторов, подключать цели, но уже не даст перейти в отдельный отчет по статьям автора:
Следующий стандартный отчет — «Рубрики»:
Рубрики — так же, как и для стандартного отчета по авторам, в данном отчете есть возможность вывести часть информации на графике и подключить цели. Информация по отдельной рубрике отсутствует:
И можно раскрыть рубрики для просмотра информации по материалам:
Если задать определенную цель, то вы узнаете конверсию по ней.
Например, у нас в блоге для новых пользователей всплывает форма захвата «Колесо Фортуны», выбрав данную цель, можно посмотреть ее конверсии в тех или иных рубриках:
Именно эти манипуляции позволили нам узнать, что в разделе блога «Продвижение» форма с колесом Фортуны отрабатывает хорошо, а в разделе «SMM» не очень.
И последний стандартный отчет, который есть на начало 2020 года в разделе Контент — «Тематики»:
Тематики — отчет, аналогичный предыдущему отчету с рубриками. Так же, как сводный отчет по тематикам, будет пустым, если у вас не размечены теги и метки:
Стандартные и сводные отчеты по тематикам позволят узнать, какие тематики интересны читателям, а какие нет. Расскажут, какие темы волнуют читателей. Помогут отследить, как меняются интересы аудитории: что их волнует сейчас, а что интересовало прошлым летом. О чем стоит писать, а какая тема себя уже изжила.
Практическая часть: настраиваем веб-аналитику и анализируем контент своего сайта самостоятельно
Чтобы все описанное выше было максимально полезным, предлагаю проанализировать свой сайт по горячим следам изученного. Итак, задачи для самостоятельного анализа контента вашего сайта. Первое и самое важное — настройте раздел «Контент» в Яндекс.Метрике с помощью семантической разметки.
Когда статистика соберется (поиграться можно уже и через час после настойки, а полноценно анализировать лучше спустя месяц), проанализируйте контент своего блога.
Посмотрите отчет «Сводка»:
- Изучите источники переходов — составьте список типов источников, в которых лучше продвигать материал.
- Изучите просмотры и определите, насколько популярен каждый материал.
- Посмотрите на показатели «время на взаимодействие с материалом» и «рециркуляция» — узнайте, как пользователи читают материалы.
- Посмотрите, с каких устройств больше просмотров.
Посмотрите стандартный и сводный отчет «Материалы»:
- Изучите данные по доскроллам и дочтениям — так вы поймете, насколько материал интересен, сколько посетителей удалось сконвертировать в читателей. Составьте список нецепляющих материалов на доработку.
- Посмотрите на воронку дочтений в самых непопулярных материалах, чтобы понять, с какого момента статья перестает их интересовать. Подготовьте список правок авторам.
- Изучите просмотры с разных устройств, сделайте выводы. Если плохо читают с мобильных, стоит проверить скорость загрузки и адаптацию конкретных статей.
- Изучите пол и возраст аудитории — возможно, непопулярные статьи просто не на тот возраст ориентированы.
Посмотрите стандартный и сводный отчет «Рубрики»:
- Составьте рейтинг по популярности рубрик.
- Составьте описание аудитории каждой рубрики, чтобы понимать, кто основной её читатель. Посмотрите, попадают ли статьи в целевую аудиторию.
Посмотрите стандартный и сводный отчет «Авторы»:
- Оцените работу редакции, изучив количество просмотров и показатели вовлеченности.
- Оцените для каждого автора, какие темы даются ему больше всего. По показателям доскроллов и дочтений выделите сильные и слабые стороны каждого автора, точки роста.
Посмотрите стандартный и сводный отчет «Тематики»:
- Проанализируйте показатели вовлеченности каждой тематики. Если большинство материалов тематики плохо читают, возможно, она неинтересна, и от нее стоит отказаться. На популярные тематики, наоборот, стоит делать больший упор. Составьте рейтинг по популярности тематик.
- Узнайте, кто лучше всего пишет по теме.
- Посмотрите, кто и как читает материалы по выбранной теме. Для этого изучите пол и возраст посетителей. Это поможет понять, кто интересуется тематикой. На основе этого можно принять решение, например, об изменении формата или стиля текстов.
Итоги
В целом, данный раздел значительно облегчает анализ контента на сайте. И теперь, когда у вас есть общее представление о каждом отчете наверняка будете его использовать. Правда же?=)
И еще немного рекомендаций:
- Чем выше процент рециркуляции, дочитываний и другие показатели, тем лучше. Значит, контент на сайте интересный.
- Обращайте внимание на аудиторию, смотрите, как разный возраст и пол реагирует на материалы. Это поможет создавать более подходящий контент.
- Используйте цели, чтобы дополнительно оценивать конверсию. Например, можно оценивать, сколько пользователей подписалось на рассылку или сделало заказ.
- Обращайте внимание на мобильный трафик и подстраивайте материалы под него тоже.
Надеюсь, что данная статья была вам полезна и поможет сделать тексты на сайте более интересными и продающими. А если вам нужна помощь с анализом контента, то обращайтесь к нам. С удовольствием поможем, в том числе настроим отображение отчетов раздела «Контент» в Яндекс.Метрике!
P.S. Если статья понравилась, но разбираться с Метрикой прямо сейчас не планируете, рядом с заголовком есть флажок (надо проскроллить вверх) — просто нажмите на него, и статья попадет в закладки.
Специалист по юзабилити сервиса 1PS.RU
© 1PS.RU, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна