Акция
Акция

10 советов быстрого редактирования текстов: как из средненькой статьи сделать конфетку (советы для начинающих редакторов) 

Мало просто написать статью. Ведь первый вариант текста – это черновик. Чтобы он стал информативным и легким для восприятия, приведите его в порядок – отредактируйте. Сразу показывать его читателю нельзя, черновик надо посмотреть редактору. Ну, или отложить статью и на следующий день вернуться к доработкам самому.

Иногда на редактирование и внесение правок уходит больше времени, чем на само написание. Ведь любую статью можно улучшать до бесконечности, совершенству нет предела. Но на такое совершенство не всегда хватает времени. Ускорить работу поможет наш чек-лист, 10 советов быстрого редактирования.

Главный принцип редактирования

Чем проще, тем лучше. Доступный язык, легкие и понятные слова. Ведь мы пишем не художественное произведение, а заметку, которая должна быстро донести до читателя суть, решить проблему.

Забудьте про высоколитературный слог, излишняя выразительность смотрится странно в статьях на бытовые темы. А еще хуже, если такое мы увидим в текстах про металлургическое оборудование, станки для производства шлакоблоков. Поэтому учитывайте тематику текста, язык целевой аудитории – все индивидуально.

Описание с излишней выразительностью:

описание с излишней выразительностью

Текст с излишней выразительностью:

текст с излишней выразительностью

Рекомендуем найти золотую середину: чтобы от текста не взрывался мозг. Подражать Набокову неуместно в информационных статьях, описаниях.

Теперь детально. Перейдем к конкретным рекомендациям

Совет № 1. Чистим лишнее. Любой текст можно сократить на 20% без ущерба содержанию. Чтобы сделать статью сильной, отожмите воду: убирайте каждое слово, без которого не теряется смысл предложения.

  • Вводные слова: вероятнее всего, во-первых/во-вторых, как известно, можно сказать, кстати и другие

Нужны для выражения оценки автора к высказыванию. Уместны в устной речи, чтобы говорящему можно было выстроить нить повествования в голове и не сбиться. А собеседнику легче было слушать. Потому что длинный монолог воспринимается с трудом и требует усилий от слушающего. Откажитесь от таких слов в письменном тексте: структуру и так видно, помощники тут лишние.

Текст с обилием вводных слов:

текст с обилием вводных слов

Про остальные ошибки сейчас не говорим. Взгляните на количество вводных, от которых легко избавиться. Во-первых/во-вторых/в-третьих меняем на нумерацию списка 1-2-3, а это значит/например – просто убираем.

  • Усилители: очень, самый, наиболее, сильно, максимально

Слова, которыми автор пытается усилить значение других слов: прилагательных, наречий, существительных. Их спокойно удаляем из текста или заменяем на конкретные факты. Но о фактах поговорим ниже.

Текст с усилителем:

текст с усилителем

Настало самое время → настало время

Опускаем усилитель без ущерба содержанию предложения.

Текст с усилителем:

текст с усилителем

Самые важные параметры → важные (к тому же самых важных много быть не может, он должен быть один)

  • Плеоназмы: самый лучший, коллега по работе, прейскурант цен

Это словосочетания или обороты, в которых происходит дублирование элемента значения.

Текст с плеоназмом:

текст с плеоназмом

Предложение с плеоназмом:

текст с плеоназмом

Коллега по работе → коллега

Посмотрим на значение слова коллега в словаре и убедимся, в том, что слово работа будет лишним в этих предложениях.

Значение слова коллега:

значение слова коллега

В значении слова уже заложен компонент «работа». Поэтому это слово избыточно. Даже в словаре имеется пометка «неправильно употр. коллега по работе».

Текст с плеоназмом:

текст с плеоназмом

Самый лучший → лучший

Ошибка, которая встречается везде: и в речи, и в текстах. Тут уже задача посложнее: плеоназм на грамматическом уровне.

Лучший – это превосходная степень прилагательного, поэтому наложение слова самый избыточно. Либо самый хороший, либо лучший.

  • Паразиты времени: в настоящее время, сейчас, в данный момент, сегодня

И без этих слов понятно, что событие происходит в настоящем, настоящее время подразумевается. Дополнительно указывать на него не нужно. Спокойно удаляем подобные слова и выражения из текста.

Текст с паразитами времени:

текст с паразитами времени

Текст с паразитами времени:

текст с паразитами времени

В наши дни – если бы предмет был популярен в XIX века, время было бы обозначено.

В последнее время стали популярны → стали популярны – на время указывают формы глагола, они сигнализируют нам о временных рамках.

Сегодня мы расскажем → Мы расскажем – понятно, что сегодня/сейчас, потому что статья только началась.

Не переусердствуйте с удалением слов. Иногда такая бездумность приводит к искажению смысла. Читатели вас неправильно поймут. Аккуратнее.

Совет № 2. Удаляем штампы, клише

Это обороты, которые употребляются в текстах/речи настолько часто, что перестали быть средствами выразительности. Они стали стандартными, «заезженными» и уже приелись.

Текст со стандартными фразами:

текст со стандартными фразами

Текст со стандартными фразами:

текст со стандартными фразами

Текст со стандартными фразами:

текст со стандартными фразами

Даже объяснять ничего не нужно, без слов понятно. Подобные фразы встречаются чуть ли не в каждом третьем тексте в Интернете. Нужно смело их убирать, чтобы статья не была шаблонной.

Совет № 3. Забываем про канцеляризмы, разговорные слова

Придерживайтесь информационного стиля, чтобы статья про путешествия не превратилась в выдержку из диссертации или бытовой разговор.

Текст с канцеляризмами:

текст с канцеляризмами

В примере к канцеляризму присоединяются стандартные выражения, которые придают тексту канцелярский оттенок.

Текст с канцеляризмами:

текст с канцеляризмами

Доставка осуществляется в течение суток → Доставка в течение суток

Убрали лишнее – стало проще, человечнее.

Или избегайте суффиксов субъективной оценки в текстах на технические темы: минуточка, машинка, килограммчик.

Ориентируйтесь на целевую аудиторию: эти суффиксы уместны в статьях для женщин – про детей, домашних животных. Просто сравните: «шапочка для новорожденного», «любимый котик поранил лапу» или «килограммчик известки». Разница есть. =)

Текст с суффиксами оценки:

текст с суффиксами оценки

Совет № 4. Вносим ясность (конкретика) и приводим примеры

Текст должен быть объективным на 100%. И недомолвки, недосказанности, неопределенности тут не нужны. Добавляйте конкретную, точную информацию.

Текст с неопределенностью:

текст с неопределенностью

Опять же – максимально быстро – это сколько? 5 минут, 5 дней или 5 недель? Вопрос относительный.

Текст с неопределенностью:

текст с неопределенностью

Большинство – это сколько? 60, 70, 80 или 90%? И откуда взяли такую информацию?

Можно сделать так – сослаться на источник и указать конкретную цифру:

текст с конкретными данными

Совет № 5. Упрощаем сложное

Наведите порядок во всем, что неправильно стоит. =) Предложения должны быть понятны с первого раза, написаны просто.

Получите результат, которого хотите добиться → Получите желаемый результат

Будьте на 100% уверены, что заключите безопасную сделку → Будьте на 100% уверены в безопасности сделки

Тентовые сараи универсальны. Есть 6 способов их использования → 6 способов использования тентовых сараев

Безжалостно перефразируйте, заменяйте все обороты, которые плохо звучат. Важно, чтобы читатель не спотыкался во время чтения.

Совет № 6. Заменяем отглагольные существительные

Отглагольные существительные требуют слабых глаголов: выполнять, оказывать, предоставлять, осуществлять и т.д. От этого предложение становится сложнее.

предложение с отглагольным существительным

Можно написать гораздо проще, без лишнего:

Оказание услуг по перевозке → перевозка груза

Текст с отглагольным существительным:

текст с отглагольным существительным

Наши специалисты выполняют работу по установке забора → установка заборов с соблюдением ГОСТ 1234

Стало строго и по делу, без лишней воды.

Совет № 7. Не злоупотребляем наводящими вопросами

Такие вопросы позволяют читателю идентифицировать статью как пригодную для себя. Они соотносятся с проблемой читателя. И если человек внутренне сказал в самом начале ДА, то он уже вовлечен.

Но иногда эти вопросы загромождают текст. Достаточно одного вопроса на статью, если их больше – убираем лишние.

Текст с наводящими вопросами:

текст с наводящими вопросами

Аналогичная ситуация: да, я выбираю новую кухню и хочу сделать ее на заказ. Первый вопрос можно опустить и заменить полезной информацией.

Совет № 8. Дробим предложения

Чтобы удержать внимание читателя и не загромождать текст, делите длинные предложения на несколько коротких. Так вы облегчите статью и сэкономите время целевой аудитории.

Текст из длинных предложений:

текст из длинных предложений

Запомните правило: одно предложение – не длиннее двух строк.

Совет № 9. Проверяем повторы и тавтологии

Автор может и не заметить повторы однокоренных слов. Ведь работа над небольшим текстом длится 2-3 часа, за это время глаз замыливается. А вот читателю они бросаются в глаза сразу же и портят все впечатление от текста. Взгляните сами только на пометки разноцветной заливкой, остальные ошибки не тронуты.

Поиск повторов в тексте:

поиск повторов в тексте

Найти повторы и тавтологии просто: тут поможет комбинация клавиш Ctrl+F. В окно вводим наиболее встречающиеся корни:

  • -мож -// -мог-
  • -нуж-
  • -котор-
  • -обязат-
  • -важн-
  • -эт-
  • все/весь
  • -долж-
  • -куп-

Такие однокоренные слова есть чуть ли не в каждом тексте. Заменяем одно из повторяющихся слов синонимом. 2 минуты – и текст очищен.

Совет 10. Делаем текст красивым: работаем над оформлением

Структура статьи играет не последнюю роль. Даже если текст будет суперинформативным и полезным, написан простым языком и без единой ошибки – не факт, что на него обратят внимание. Сплошной текст без визуальных зацепок читать не хочется. Хочется его просто закрыть.

Отсутствие структуры, текст без подзаголовков:

отсутствие структуры, текст без подзаголовков

Делим текст на 3 равнозначные части и добавляем к ним подзаголовки, выделяем их полужирным шрифтом – уже становится неплохо.

Структурирование текста, добавление подзаголовков и дробление на части:

структурирование текста, добавление подзаголовков и дробление на части

А если подобрать подходящие картинки, тогда статья сразу заинтересует читателя. Вот взгляните просто на визуальное оформление.

Статья с картинками:

статья с картинками

И какую статью открыли бы вы?

Отсутствие структуры, текст без подзаголовков:

отсутствие структуры, текст без подзаголовков

Вариант оформления до редактуры

Вариант оформления после редактуры:

статья с картинками

Вариант оформления после редактуры

Выделяйтесь. Главное – зацепить читателя понятной структурой и качественными иллюстрациями, а полезная информация уже сделает свое. =)

Для редактирования и удаления лишнего помогает сервис «Главред». Нужно вставить текст в окно проверки – и сервис подчеркнет подозрительные слова, над которыми нужно задуматься. Оптимальный показатель – от 7 баллов. Добиваться максимальной оценки тоже не стоит – тогда текст будет «сухим».

Сервис «Главред» для удаления «мусора»:

сервис Главред для удаления мусора

Вывод

Не бойтесь резать, дробить и удалять лишнее. Только практика поможет достичь вам совершенства. Максимум пользы, минимум воды и простота – три кита, на которых строится любая статья. Только без фанатизма: будьте внимательны – не перестарайтесь, чтобы полноценный текст не превратился в сухой и сжатый план статьи. Все должно быть в меру. Ведь легко потерять ноты авторства – то, что отличает вашу статью от других.

Отсутствия ошибок и минимальных правок! =)

5
1
1
2
0

© 1PS.RU, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна

Пошаговое руководство по самостоятельному продвижению сайта

  • Все обязательные этапы продвижения
  • Инструкции, как делать самому
  • Ориентировочные цены специалистов
Получить мануал
Комментарии для сайта Cackle

Популярные статьи

Все популярные статьи »

Проверить позиции сайта

Запросы для проверки
Регион для проверки
Акция

Полетели к ТОПу!

Раз в неделю получайте советы, свежие статьи, информацию для владельцев бизнеса, SEO-специалистов и маркетологов.

Более 250 000 человек уже с нами!
Или подпишитесь на нас:

Подпишитесь на рассылку!

Будьте в курсе актуальных новостей и забирайте вебинар по составлению качественных заголовков за 1200 рублей 0 рублей!

Ваш email

Мы понимаем, что всплывающие окна – это зло =( Но пока по-другому не получается предупредить вас об использовании куки-файлов на нашем сайте. Так мы с каждым днем будем становиться лучше и полезнее для вас!

×
Маркетинг

33 бесплатных инструмента для интернет-маркетолога

Реклама

Книга «Анатомия маркетинговой акции»

Продвижение сайтов

Чек-лист для SEO-аудита сайта своими руками

Социальные сети

Советы по продвижению бизнеса в соцсетях

Работа с репутацией

Инфографика «Важные факты об управлении репутацией»

Маркетплейсы

Чек-лист «Рекомендации по контенту на маркетплейсах»

И ещё 14 полезных материалов по этим категориям!

Базовый набор Digital-специалиста

20 бесплатных и полезных «плюшек» для маркетологов и владельцев бизнеса

Введи свой email и получи 20 «плюшек»

Закрыть и не показывать больше