Лучшая рекомендация – сарафанное радио. Ни один отзыв в интернете и какой-либо рекламный баннер не будет таким убедительным, как рекомендация от близкого или знакомого человека.
Лучший маркетинг – сарафанный маркетинг. Наверное, он еще и самый древний, ведь существует с тех пор, как люди научились говорить и делиться мнением друг с другом.
Разберемся с терминами:
Сарафанное радио – бесплатная форма рекламы. Не прямыми методами продвижения (аудиореклама, баннеры, печатная продукция и т.д.), а от человека к человеку в рекомендательной форме.
Крауд-маркетинг – вариативность сарафанного радио в интернете.
Главное преимущество этого способа – он бесплатный! Хотя в некоторых случаях не совсем, но об этом подробнее поговорим ниже. Главный недостаток – практически невозможно контролировать процесс. Это как игра в сломанный телефон – до 10-го человека может дойти искаженная информация.
Почему сарафанное радио в маркетинге работает?
- Нужные каналы распространения. Например, если детская кроватка понравилось одной маме – она порекомендует ее другой своей подружке-маме, то есть именно целевой аудитории. Это и есть максимально точное попадание в аудиторию.
- Доверие. Мы больше верим родственникам, друзьям, коллегам, кумирам и даже людям в очереди к одному врачу, чем саморекламе. Психологически людям проще доверять таким же людям, как они, которые не будут иметь личной выгоды от рекламы, нежели актерам из телевизора или обещаниям на рекламных баннерах.
- Охват. В век информационных технологий большая ошибка не использовать всевозможные каналы продвижения: Инстаграм, Твиттер, ТикТок, ВКонтакте, Клабхаус – это лишь малая часть того, где обитает средний российский пользователь и общается друг с другом. С помощью сарафанного радио можно задействовать очень большие массы.
Что нужно учесть перед запуском сарафанного радио
- Выделить свое УТП – уникальное торговое предложение. Чем вы можете привлечь и удивить клиента? В чем ваша особенность, о которой пользователю захочется рассказать другим? Это может быть бесплатная доставка за пределы города или уникальный ассортимент, который не предлагает никто другой.
- Проанализировать конкурентов. Чем они лучше вас? Что у них есть такого, чего нет у вас и наоборот? Что нужно сделать, чтобы клиенты предпочли вас и порекомендовали другим? Старайтесь сделать лучше, быстрее и качественнее. Смело можете заимствовать их идеи и креативные решения, но при этом добавляя свои фишечки, чтобы не быть как все. Проведите мозговой штурм, накидайте идей и не бойтесь воплотить что-то даже самое бредовое – в итоге это может привести к отличному результату!
- Быть готовым к небыстрому результату. Крауд-маркетинг имеет накопительный эффект. Наберитесь терпения, работайте, следите за результатом, добивайтесь обратной связи, учитывайте и исправляйте ошибки.
- Проработать свой бренд. У вас есть запоминающееся название или узнаваемый логотип? Можно ли о вас найти хоть какую-то информацию в интернете? Что о вас уже говорят? Проработана концепция ведения бренда? Все эти моменты нужно учесть при создании и продвижении личного бренда.
Больше статей на схожую тематику:
Сарафанное радио как инструмент маркетинга: как сделать так, чтобы о вас говорили не только родственники?
1. Превосходить ожидания
Мой первейший совет. Ведь именно эмоции (не важно, положительные или отрицательные) побуждают делиться ими.
Маленький секрет: хороший сервис – ваш путь к успеху. Будьте вежливы, заботливы, верны своим обещаниям (обещали доставку в 9 утра? Не опаздывайте!), делайте немного больше: маленький презент или бонусные баллы – отличный способ порадовать ваших клиентов!
Если клиент чувствует, что он особенный и к нему проявляют невероятную заботу, ему наверняка это понравится и он поделится этим с ближайшим кругом общения. Достаточно быть чуточку услужливее и расторопнее – и о вас заговорят!
2. Качественно выполнять свою работу
На самом деле это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Ведь достаточно просто нормально делать свою работу. Например, вы пришли в ресторан, а официанта все время нет рядом, грязные тарелки со стола не убирают, счет несут долго. И уже бесит.
К сожалению, подобная ситуация так часто встречается, что, когда приходишь в другое место и обслуживание просто быстрое и качественное, ты уже рад и рекомендуешь это место, потому что здесь не тормозят. В общем, порой, достаточно просто НОРМАЛЬНО делать свою работу.
3. Поддерживать свою репутацию
Если вы один раз сделали что-то круто и качественно, а второй раз облажались – возможно, вам дадут еще один шанс. Но после еще одной неудачи – все, пока. Вам уже не будут доверять и петь хвалебные оды. Скорее, наоборот. Скажут, мол, начинали-то хорошо, а потом скатились. Так что старайтесь всегда быть на высоте и не косячить. А если облажались – сумейте правильно ответить на комментарий и выйти из конфликта. И обязательно регулярно проводите аудит своей репутации сами или при помощи специальных сервисов.
4. Хайпы и скандалы
Как говорила старуха Шапокляк: «Хорошими делами прославиться нельзя». Вообще-то можно! И в сарафанном радио работает именно этот метод.
Скандалы, интриги и хайп помогут привлечь внимание к вашему бренду, возможно, сделают его более узнаваемым, но на лояльности пользователей это скажется отрицательно.
Ведь люди из уст в уста будут рассказывать о том, как плохо вы высказались или сделали, как вас можно после этого уважать и т.п. Так что хорошенько подумайте перед тем, как начать действовать черными методами.
О громких скандалах крупных брендов рассказывали здесь, здесь и здесь.
5. Удивлять!
Желательно, в хорошем смысле. Делать так, чтобы пользователи говорили о вас в положительном ключе и рассказывали всем.
Например, в Иркутске есть популярная доставка роллов, где к заказанным блюдам совершенно бесплатно рисуют карикатурный портрет заказчика по фото из Инстаграм. Чтобы получить рисунок, достаточно при заказе просто попросить нарисовать портрет и указать имя юзера. Поверьте, это одна из самых популярных доставок в городе, которую все знают как «это где портрет рисуют?». Кстати, роллы там тоже вкусные, я проверяла =)
6. Просто попросить
Да, так тоже можно. Как часто вы оставляете отзывы по собственной инициативе? Полагаю, что крайне редко, если не в негативном ключе. Так что не ждите у моря погоды, а просто попросите своих клиентов оставить отзыв о вас. Взамен на отзыв можно предложить какой-то бонус в виде скидки на следующее посещение или т.п.
О разных способах мотивации клиента на отзыв мы писали в этой статье.
Если вы знаете, что клиент остался доволен, достаточно просто сказать: мол, приходите еще и зовите друзей. Можно придумать даже некую партнерскую программу, к примеру, если клиент приходит по рекомендации друга, то первый получает скидку или какие-то баллы на личный счет.
Это мотивирует рассказывать о продукте красочнее и интереснее, чтобы друг заинтересовался, и вы получили за него бонус.
Также «плюшки» можно раздавать за рекомендации на определенных ресурсах, которые чаще всего светятся в топе выдачи по вашему брендовому запросу. Обычно там сервисы Яндекса и Гугл, а также другие геосервисы, такие как 2ГИС, а еще отзовики Flamp, Otzovik.com, Irecommend.ru и другие.
Проверьте, на каких площадках есть информация о вас и что вообще пишут пользователи. Можете сделать это самостоятельно или заказать SERM-аудит.
Нравится статья? Тогда смотрите наши курсы!
7. Привлекать лидеров мнений
К ним относятся не только известные артисты, но и блогеры местного масштаба. Например, радиоведущие или КВНщики, общественные деятели или спортсмены, эпатажные модницы и модники.
В идеале, они, как и обычные пользователи, сами расскажут и покажут о понравившемся товаре/услуге. Но популярные блогеры, артисты и шоумены редко будут что-то рекламировать без оплаты или хотя бы бартера. И в этом случае как раз сарафанное радио можно считать платным видом маркетинга. Но все же это максимально работающий способ продвижения. Подписчики и фанаты очень любят подражать своим кумирам, поэтому стараются посещать те же места, пользоваться той же косметикой и покупать какие-то аксессуары.
Особенно это работает, если делать ненавязчиво. Как это выглядит? Например, приходит блогер в салон красоты и рассказывает, какой вежливый был стилист и как круто сделал укладку. При этом не называет сразу место. Естественно, в личные сообщения поступает множество вопросов: а что это? А где? И тогда уже блогер ненавязчиво рассказывает, мол, мои подписчики часто спрашивают, директ завалили, так и быть: делюсь локацией.
А еще можно надеть платье или часы и сделать кучу фотографий в них на каком-то мероприятии, чтобы все их заметили и непременно захотели такие же! Желание подражать своему кумиру – способ оказаться в его шкуре, быть таким же популярным и всеми любимым.
Еще больший эффект можно получить, если отзыв будет от эксперта в конкретной отрасли. Например, рекомендация от сертифицированного диетолога, который рассказывает про доставку правильного питания, получит бОльший эффект, чем от обычного блогера.
8. Делать сувенирную продукцию
«А откуда у тебя эта ручка? Подарили в салоне красоты? И как там?» Вместо ручки может быть обложка на паспорт, термокружка, шопер, флешка, повербанк и другая брендированная сувенирная продукция, которую вы можете распространять не только среди своих клиентов, но и среди сотрудников.
Еще пример:
Основные принципы сарафанного радио
Перед запуском сарафанного радио убедитесь, что эти принципы соблюдены, иначе толку от этого маркетингового хода будет мало.
- Узнаваемость. Название вашей компании должно быть легко произносимым, а логотип не должны путать с каким-то другим. Иначе вас попросту не запомнят, и вы станете одним из мимикрирующих брендов.
- Особенность. То, что вас выделяет среди других: УТП, эмоции, сервис, скандальность и пр.
- Выгода. Почему клиенты должны выбрать именно вас среди толпы конкурентов и посоветовать другим? Проработайте конкретные преимущества, позволяющие делать выбор в пользу вас.
- Доверие. Хорошая репутация в целом – основа доверительных отношений. Громкие скандалы, обман, хамство, косяки, отсутствие работы над ошибками – все это отрицательно скажется на вашей репутации, а сарафанный маркетинг только ухудшит положение.
- Авторитетность. Чем больше настоящих экспертов, профессионалов и влиятельных личностей расскажут о вашем продукте, тем лучше для вас. Старайтесь заинтересовать проверенных пользователей, которым верят окружающие.
Примеры роста кликов, конверсий, заказов и прибыли:
После всего
Сарафанное радио – пожалуй, самый честный способ продвижения бренда и улучшения лояльности клиентов. Но все же это не основной метод для повышения узнаваемости и увеличения продаж. Важно задействовать все возможные каналы привлечения трафика. Омниканальность – вот главная тенденция на сегодняшний день. Пишите нам – расскажем, что это: с чего начать и какие источники задействовать.
Специалист по Контекстной рекламе
© 1PS.RU, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна