Считается, что удерживать клиентов дешевле, чем привлекать новых: так и есть – разница в расходах, по данным Harvard Business Review, составляет от 5 до 25 раз. Вдобавок, согласно исследованию Annex Cloud, основную долю прибыли приносят постоянные покупатели – 65 %, вероятность продажи им равна от 60 до 70 %, тогда как новым – от 5 до 20 %.
Поэтому, помимо поиска клиентов, стоит фокусироваться на тех, кто уже сделал хотя бы один заказ. При грамотном подходе эти люди могут стать не просто вашими постоянными покупателями, а настоящими амбассадорами бренда – теми, кто активно делится своими впечатлениями о продуктах и услугах, создает и укрепляет положительный образ компании.
Из этой статьи вы узнаете:
- Почему еще важно удерживать клиентов
- Из-за чего люди уходят после первого заказа
- Что можно сделать для их удержания
- Как внедрить стратегию
- Можно ли оценить усилия
Зачем бизнесу удерживать клиентов: 5 веских причин
-
Меньше тратиться на маркетинг, рекламу и прочее
Логика простая – если есть пул постоянных клиентов, нужно искать не так много новых. Поэтому расходы на привлечение внимания целевой аудитории меньше – запуск рекламы, проведение акций, продвижение сайта и т. д. Что особенно актуально для сфер с высокой конкуренцией.
-
Эффективнее работать с репутацией
В разряд постоянных переходят довольные клиенты – те, кому понравилось качество товаров и услуг, сервис. А такие более охотно оставляют отзывы, делятся своим опытом взаимодействия с компанией в соцсетях и рекомендует ее при случае – одним словом, по собственной воле создают позитивный образ.
-
Быстрее оценивать изменения, качество продукта и сервиса
Обратная связь от лояльных постоянных покупателей помогает не только улучшить репутацию компании. Благодаря ей проще понять, насколько оправданы нововведения, оценить качество продукта и сервиса: мнение клиентов позволит найти баланс между интересами бизнеса и покупателей, вырасти и обойти основных конкурентов.
-
Легче увеличивать средний чек
Постоянные покупатели охотнее приобретают товары и услуги бренда, чем новые клиенты: уверены в компании, меньше боятся пробовать предлагаемые новинки и принимать участие в различных акциях. Как результат – тратят на 67 % больше, по данным исследования BIA/Kelsey.
-
Проще прогнозировать доход
А значит и планировать, вкладывать средства в развитие бизнеса. Ведь постоянные клиенты обеспечивают более стабильный денежный поток, чем новые.
Больше статей на схожую тематику:
Почему клиенты могут не возвращаться
На то есть субъективные и объективные причины: к первым относится все, что касается только самого клиента – бизнес вряд ли сможет как-то воздействовать на эти факторы. Например, девушка решила отказаться от гель-лака в пользу пилочного маникюра и перестала посещать салон красоты, а мужчина купил Honda Vezel вместо Volkswagen Polo – и больше не ездит в специализированный сервис по ремонту немецких автомобилей.
С объективными причинами дело обстоит иначе: здесь ответственность за уход клиентов лежит на компании – человека что-то не устроило, и он больше не хочет сюда обращаться. Поэтому ищет другую компанию, предлагающую аналогичные товары и услуги.
Почему клиенты не становятся постоянными по вине бизнеса:
Плохое качество продукта
Здесь все просто: вряд ли вы сами вернетесь в кафе, где отравились, или обратитесь к массажисту, сеанс у которого лишь усугубил боли в спине. Скорее всего, станете искать альтернативные варианты, возможно, даже негативные отзывы оставите.
Низкий уровень сервиса
Аналогичным образом поступите, если сервис не устроит: к примеру, вместо обещанных 30 минут роллы будут везти 2 часа, а в ответ на жалобу вам нагрубят. Даже если сами роллы окажутся очень вкусными – это не перевесит все те негативные эмоции, что вы испытаете.
Иногда люди дают второй шанс компаниям, но, если ожидания снова не оправдываются, негатива не избежать.
Несоответствие ожиданиям
Также вы, вероятно, разочаруетесь, если вместо обещанного получите нечто другое: к примеру, на сайте указан срок изготовления мебели до 10 дней, бесплатная доставка и уборка после установки. По факту же заказ выполняли 45 дней, попросили 1 500 рублей за занос в квартиру или оставили кучу мусора за собой.
Обманутые ожидания клиентов – прямой путь к негативным отзывам и плохой репутации. Здесь не то, что удержать, но и привлечь покупателей будет сложно.
Слабая клиентоориентированность
Возможно, станете искать другую компанию, если в выбранной не готовы пойти вам навстречу. Допустим, просите организовать видеоконференцию вместо офлайн-встречи со специалистами по созданию сайта, а в ответ получаете категоричный отказ.
Неквалифицированные менеджеры
Скорее всего, вы не закажете аутсорсинг бухгалтерии там, где менеджер невнятно ответит на элементарные вопросы о наличии страхования ответственности, подключении ЭДО и возможности оптимизации налогов. Вместо этого поищете компании, в которой дадут более профессиональную предварительную консультацию.
Помимо этого, некоторые компании ориентированы только на привлечение новых клиентов – и совершенно не работают с теми, кто уже сделал заказ или воспользовался услугой. Уделяют внимание рекламным каналам и игнорируют инструменты, направленные на удержание – в таком случае, скорее всего, процент повторных заказов окажется низким.
14 методов, работающих на удержание клиентов
Прежде всего позаботьтесь о качестве продукта и сервиса – если они изначально не очень, то какие бы маркетинговые стратегии удержания клиента вы ни использовали, желаемого результата не будет. Все приложенные усилия окажутся сведенными на нет.
Проверить качество продукта и сервиса поможет обратная связь от клиентов: например, запустите тест-драйв и соберите отзывы – метод подходит даже для тех, кто только начал бизнес. Не менее полезно отслеживать NPS – индекс лояльности, который покажет, насколько хорошо люди относятся к компании. Если с качеством товаров и услуг все хорошо, используйте эти методы.
-
Работа с обратной связью
Обязательно спрашивайте о том, что людям нравится, а что не очень. Это бесценная информация – она поможет лучше понять свою целевую аудиторию, выявить имеющиеся недостатки и найти точки роста. Благодаря этому станет легче удерживать клиентов компании и побеждать конкурентов.
Есть множество способов собрать обратную связь – об основных мы рассказали в этой статье. Если кратко, клиентам можно звонить, писать смс, отправлять сообщения в мессенджерах и email-письма, а еще нелишним будет добавить раздел для отзывов на сайте и специальную тему в социальных сетях.
-
Компенсация ошибок
Не игнорируйте негативные отзывы: ошибаются все – и мы в том числе. Поэтому если вдруг вы чем-то обидели клиента, постарайтесь исправить ситуацию. Принесите извинения, подарите скидку, верните стоимость непонравившегося продукта и т. д. В идеале добиться того, чтобы человек остался доволен взаимодействием с компанией.
При работе с негативом важно отойти от шаблонов: здесь клиент явно не изменил отношение к компании.
-
Поддержка клиентов
Помогайте клиентам находить необходимую информацию о вашем продукте. Для этого действуйте на опережение – не ждите обращения в службу поддержки, а создайте условия для того, чтобы люди смогли сами решить возникший вопрос. Например, добавьте раздел FAQ на сайт и подключите бота на основе ИИ в Telegram.
При всем этом обязательно оставьте возможность для связи с оператором: порой появляются вопросы, с которыми способен помочь только человек. И отсутствие связи с таковым жутко раздражает.
-
Персонализация
Внедряйте индивидуальный подход, относитесь к каждому клиенту как к личности – людям нравится, когда ими дорожат, а не воспринимают как некую массу. Поэтому чем больше персонализации во взаимодействии с покупателями, тем выше шанс, что они вернутся.
Самое простое – подставлять имя в рассылках и обращениях, поздравлять с днем рождения, добавлять маленькие бонусы в заказы, делать уникальные предложения в зависимости от интересов и предыдущих приобретений. Более сложный уровень – персонализация контента.
Например, многие компании добавляют имя в рассылки, и письма сразу выглядят более персонализированными.
-
Гибкость
Иногда отступайте от действующих внутри компании правил, чтобы удержать клиентов. Порой у людей могут быть специфические запросы – и, идя им навстречу, вы завоюете их лояльность и доверие.
Например, в компании действует доставка с 10:00 до 22:00, а клиент может принять заказ только в 22:30 – попробуйте договориться с курьером. Или обычно вы созваниваетесь по Telegram, а этот заказчик просит использовать WhatsApp.
-
Программа лояльности
Продумайте ее, если еще не внедрили. Программа лояльности – это не только способ удержать клиентов, но и увеличить средний чек, собрать сведения о целевой аудитории и улучшить клиентский опыт.
Сценарии могут быть разными: дисконтная карта, бонусная программа, кешбэк, привилегии. Суть везде одна – клиент получает определенный бонус за то, что выбирает вашу компанию.
Программы лояльности есть у многих крупных компаний – в том числе и таким образом им удается удерживать клиентов.
-
Единый Tone of Voice
Говорите с целевой аудитории на одном языке в разных каналах – в противном случае клиент может разочароваться. Например, если вы мило общались с менеджером в VK, а затем пришли в офлайн-магазин и столкнулись с хамящим продавцом – явно будете в недоумении, потому что ожидали такой же клиентоориентированности.
Примеры роста кликов, конверсий, заказов и прибыли:
-
Постоянный контакт
Укрепляйте отношения с клиентами через постоянный контакт – можно использовать контент-маркетинг, email-маркетинг, SMM. А можно создать собственное комьюнити вокруг бренда – организовать сообщество, проводить мероприятия, делиться ценностями и т. д.
Чтобы находиться с клиентами в постоянном контакте, можно использовать одновременно несколько каналов, как это делают крупные бренды.
-
Омниканальность
Придерживайтесь омниканального подхода для удержания клиентов – выстройте единую систему различных маркетинговых каналов. Чтобы не случилось подобного: человек нашел промокод в вашем канале в Telegram, хочет использовать его при самовывозе из кафе, а менеджер впервые слышит о промокоде и не знает, что делать. Осадок явно останется.
-
Наличие гарантий
Делитесь информацией о гарантиях – это повышает доверие к компании, а значит помогает в привлечении и удержании клиентов. В данном случае чем четче, тем лучше – так люди будут чувствовать большую безопасность и охотнее обратятся к вам.
Тип гарантии зависит от сферы. В целом, ее можно дать в любой нише.
-
Отслеживание трендов
Периодически обновляйте ассортимент продуктов в соответствии с тенденциями рынка. В противном случае различные инструменты удержания клиентов не сработают: ведь люди хотят получать лучшее.
Пример для наглядности: в одном микрорайоне две строительные компании возводят многоквартирные дома, цены – очень близкие, каких-то акций нет. Первая ориентируется на тренды – продает евро-трехкомнатные и трехкомнатные квартиры с расчетом на покупателей с семейной ипотекой, делает современные красивые подъезды с общей зоной и хорошую придомовую территорию с детской площадкой, тренажерами и зоной отдыха. Вторая застряла в прошлом – среди планировок студии и однокомнатные квартиры, подъезды старого образца и минимум озеленения снаружи. Где продажи будут лучше?
-
Создание образа эксперта
Демонстрируйте экспертность без сомнений и стеснения – порой это подкупает сильнее, чем низкие цены. В некоторых случаях люди готовы платить за профессионализм: например, если ищут хорошего мастера по ремонту квартир, хотят купить долговечный ламинат или нанять профессиональную няню.
Единственное, здесь нужно быть, а не казаться: мало просто уверенно заявлять о своей экспертности – необходимо подтверждать ее делами. Делиться успешными кейсами, участвовать в профессиональных рейтингах и мероприятиях, публиковать достижения и прочее, то есть приводить доказательства.
-
Геймификация
Попробуйте внедрить элемент игры, если сфера позволяет. Как правило, геймифицируют мобильные приложения – и это отлично работает на удержание клиентов. Люди возвращаются, чтобы повысить свой уровень в игре.
Например, геймификацию часто использует X5 Group – в «Пятерочке» запускают несколько разных игр за год.
-
Подключение AI
Изучите возможности искусственного интеллекта – в некоторых случаях он пойдет на пользу в деле привлечения и удержания клиентов. Среди доступных функций – прогнозирование оттока покупателей, персонализация коммуникаций, умные чаты и поддержка 24/7, динамические рекомендации, анализ обратной связи и эмоций, автоматические триггерные кампании, оптимизация программ лояльности, геймификация и вовлечение, предсказание LTV и сегментация, поиск идей по улучшению продукта.
В идеале стоит комбинировать разные способы удержания клиентов – особенно, если речь идет о конкурентной нише. Что-то одно само по себе не сработает: например, сделаете ставку на программу лояльности – удастся привлечь и превратить в постоянных лишь часть тех людей, для кого она особенна важна. А остальные представители целевой аудитории пройдут мимо.
С чего начать, или инструкция по внедрению стратегии удержания клиентов
Как и в любом деле, в маркетинге удержания клиентов важна системность – отдельные несвязанные между собой шаги не приведут к желаемым изменениям. Поэтому важно проработать план и придерживаться его.
-
Анализ текущего положения
Выполните аудит имеющейся базы клиентов – рассчитайте средний чек, количество повторных покупок, NPS, уровень оттока покупателей, LTV. Также постарайтесь выяснить, в какой момент люди прекращают взаимодействовать с компанией и почему это происходит – для этого проанализируйте отзывы, проведите опрос и пообщайтесь с целевой аудиторией.
Подобный аудит поможет увидеть слабые места, которые мешают привлекать и удерживать клиентов. Например, люди добавляют товары в корзину в интернет-магазине, но не хотят оформлять заказ из-за сложной формы. Или доставка оказывается слишком долгой, поэтому большая часть покупателей не переходит в разряд постоянных.
-
Сегментация клиентов
Определите группы клиентов, на которых следует сфокусироваться прежде всего. Для этого рассортируйте покупателей по трем параметрам:
-
частоте
-
давности заказов
уровню ценности для компании.
Например, вы выяснили, что есть 45 % клиентов, которые ничего не покупали в течение 3 месяцев – вот на них и можно направить фокус внимания. Постараться перевести их в категорию постоянных при помощи различных инструментов.
-
-
Постановка целей
Решите, чего именно хотите добиться с использованием методов удержания клиентов. Здесь удобна постановка целей по SMART: формулировка должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной по времени.
Допустим, подойдет такая: «Снизить отток клиентов на 15 % в течение 3 месяцев за счет внедрения новой системы лояльности, повышения качества сервиса и индивидуальных рекомендаций».
-
Подбор и внедрение методов удержания клиентов
Исходите из поставленных целей. К примеру, чтобы снизить отток покупателей после первого заказа – в первую очередь нужно изучить обратную связь. Анализ поможет понять, почему так происходит. Если причина в отсутствии программы лояльности, тогда необходимо разработать и внедрить ее, это и будет вашим основным инструментом удержания клиентов.
-
Оценка действий
Периодически обращайте внимание на показатели, которые оценивали в самом начале пути – даже малейшая положительная динамика говорит о том, что все не зря. Если же показатели не сдвигаются с мертвой точки или идут вниз – что-то не так, необходимо более детально разобраться в причинах ухода покупателей. И затем устранить выявленные факторы, чтобы начать удерживать клиентов.
Процесс работы над привлечением и удержанием клиентов непрерывный. Может быть такое, что вы достигли успеха, а затем пошли ко дну, потому что рынок резко изменился. Держите эту область в фокусе внимания постоянно, при необходимости вносите изменения.
Можно ли оценить приложенные усилия: метрики удержания клиентов
Хорошая новость в том, что можно точно измерить, насколько продуктивны используемые методы удержания клиентов – для этого есть специальные метрики. Подсчитывать показатели стоит регулярно, например, раз в месяц, квартал или полгода.
Основные метрики удержания клиентов:
-
CRR – коэффициент удержания клиентов
Показывает процент клиентов, которые остаются после первого заказа: чем метрика выше, тем лучше бизнесу удается удерживать клиентов. Идеал – 100 %. Однако для разных сфер есть свои ориентиры: медиа и развлечения – 84 %, IT – 81 %, инжиниринговые и строительные услуги – 80 %, гостиничный бизнес и путешествия – 55 %. Значения могут колебаться в зависимости от множества факторов, поэтому лучше делать выводы при отслеживании динамики в своей компании.
CRR=(E–N)/S*100%
E – общее число клиентов на конец периода, N – число новых клиентов на период, S – число клиентов на начало периода
В фитнес-клубе на 1 февраля 2025 года – 700 клиентов. За март, апрель и май привлекли еще 265 человек. На 1 июня 2025 года общее число клиентов – 816 человек. Считаем CRR:
(816-265)/700*100%=78%
Обычно данный показатель отслеживания клиентов используют компании, которые продают услуги по абонементу или подписке – например, онлайн-кинотеатры, музыкальные сервисы, фитнес-клубы, сотовые операторы, интернет-провайдеры, облачные хранилища, CRM-системы и т. д.
-
RPR – частота повторных покупок
Помогает понять, сколько людей вернулось после первой покупки в процентном соотношении со всей базой клиентов. Здесь так же – чем больше, чем лучше. Высокий показатель свидетельствует о том, что люди довольны предложением.
RPR=Q/T*100%
Q – число совершивших повторную покупку людей, T – общее число клиентов за период
В интернет-магазине экзотических фруктов за первый квартал 2025 года – 1 978 покупателей. Из 926 человек оформляли повторных заказы. Считаем RPR:
926/1978*100%=47%
Как правило, этот показатель используют для оценки удержания клиентов в розничной торговле.
-
CR – показатель оттока клиентов
Позволит узнать, сколько людей ушло за определенный период. В отличие от предыдущих коэффициентов, здесь стоит стремиться к нулю – чем показатель ниже, чем меньше отток покупателей и стабильнее бизнес. А чем выше, тем хуже работает выбранная стратегия удержания клиентов.
CR=L/S*100%
L – число ушедших клиентов, S – число клиентов на начало периода
В онлайн-кинотеатре на 1 мая 2025 года – 736 981 подписчик. В июня 376 человек не продлили подписку. Считаем CR:
376/736 981*100%=5%
-
LTV – пожизненная ценность клиента
Необходим, чтобы спрогнозировать сумму прибыли, которую бизнес может получить от одного клиента за весь период взаимодействия. Эта метрика позволяет найти наиболее «прибыльных» покупателей и более точно понять, сколько тратить на продвижение.
LTV=(доходы за год – расходы на рекламу)/число клиентов
LTV=средний чек * частота покупок * средняя продолжительность отношений с клиентов
Существуют разные формулы для подсчета LTV, выше – две самые популярные.
Доход клининговой компании за год – 9 854 123 рубля, расходы на рекламу – 427 200 рублей, число клиентов – 136 человек. Считаем LTV:
(9 854 123-427 200)/136=69 315 рублей
Нравится статья? Тогда смотрите наши курсы!
Выводы
Помимо привлечения стоит заниматься удержанием клиентов – это позволит сократить расходы на продвижение, улучшить репутацию, увеличить средний чек и более точно прогнозировать доход компании.
Клиенты могут уходить по объективным и субъективным причинам, бизнес способен повлиять только на вторые.
Основные причины оттока клиентов – некачественный продукт и плохой сервис. Чтобы понять, где проблема, стоит проанализировать обратную связь.
Метод удержания клиентов подбирается исходя из поставленных целей.
Работу над удержанием клиентов стоит регулярно оценивать в динамике, чтобы понять все ли правильно и при необходимости корректировать курс.
Поможем понять, почему люди уходят с вашего сайта – выполним комплексный аудит и составим список доработок на основании него, детально ответим на возникшие вопросы.
Контент-маркетолог сервиса 1PS.RU
© 1PS.RU, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна